Вторник, 18.09.2018, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Рождественская ООШ" Беляевского района

Главная Мой профиль Выход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "Рождественская ООШ" Баклыкова О.А.

Разработка урока по развитию речи "Учимся писать сочинение-рассуждение"

Характеристика урока и его план:

 

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащиеся МБОУ «Рождественская ООШ»

Класс:

8 класс

Предмет: Русский язык

 

Цели урока:

 

Общеобразовательные:

научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения-рассуждения

Развивающие:

способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

на примере текста, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего литературного языка.

 

Краткое описание:

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" основывается на работе с текстом. Учащиеся учатся анализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи; находить авторскую позицию; определять тему, идею и проблему текста; выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы.

Задачи урока:

 

1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

2) уметь находить авторскую позицию;

3) определять тему, идею и проблему текста;

4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы.

 

Тип урока: урок развития речи.

 

Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом, карточки, слайды по высказыванию А.С. Пушкина и правилам написания сочинения-рассуждения, презентация по тексту «Усадьба Аксакова».

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

После приветствия:

- Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.

Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.

Итак, тема нашего урока?

Обучение написанию сочинения-рассуждения.

 

 

 

Текст «Усадьба Аксакова»

Сочинение-рассуждение 17.1.

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Язык неистощим в сочетаниях слов».

 

(1) Мое знакомство с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым началось, как у многих, с «Аленького цветочка». (2) Потом были прочитаны «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника». (3) И захотелось познакомиться поближе – увидеть, ощутить и понять, что питало его дарование. (4) И вот мой путь лежит в родовое село Аксакова, на «прекрасную родину», воспоминания о которой подвигли Сергея Тимофеевича на писательский труд. (5) Нас ждут в музее. (6) Этот деревянный дом из сосновых брёвен с двумя крылечками по краям выглядит очень приветливо, будто раскинул объятья в ожидании гостей. (7) В отличие от людской и хозяйственных построек, барский дом – новодел. (8) Но возведён на месте старого фундамента. (9)Основано было Аксаково в 60-е годы XVIII века. (10)Прослышав про плодородные заволжские земли, Степан Михайлович, дед писателя, купил в 25 верстах от Бугуруслана землю у бомбардира Николая Грязева и перевёл сюда своих крестьян из Симбирской губернии. (11) В доме сохранились любимое кресло Степана Михайловича с кожаными вставками да кровать бабушки Арины Васильевны, сделанная из дуба и украшенная цветочным орнаментом. (12) Несколько шагов, и перемещаешься в другую эпоху – в парадную анфиладу дома, где располагались комнаты родителей Серёжи. (13) Они разительно отличаются от патриархальных «апартаментов» дедушки с бабушкой изяществом обстановки. (14) Затейливый диванчик, уютная козетка, зеркало псише, вращающееся на шарнирах, позволяющих регулировать наклон зеркальной поверхности. (15) А вот стол с мраморной столешницей, украшенный птичьим орнаментом и бронзовыми ножками, напоминающими лапы льва. (16) Этому столу больше 250 лет. (17) Из окон открывается живописный вид. (18) Именно здесь прорублена дверь, ведущая на веранду, где родители Серёжи пили чай, любуясь липовой аллеей, посаженной отцом, вдыхая воздух, напоённый липовым цветом. (19) Сейчас перед домом осталась одна-единственная липа. (20) Аллею вырубили, но если пройти в глубь парка, то можно обнаружить большую липовую аллею, сохранившуюся с тех времён. (21) Не без волнения переступаю порог детской комнаты, которую маленький Серёжа делил с младшей сестрёнкой Надей. (22) Кровать с балдахином, чтобы ребенку было уютнее. (23) В детстве он страдал неведомой болезнью, сопровождающейся бессонницей. (24) Для его успокоенья в дом и пригласили Пелагею – мастерицу рассказывать сказки. (25) В этой же комнате письменный стол, на котором разложены подлинные вещи Сергея Тимофеевича: письмо гимназиста Серёжи к дедушке, написанное без единой помарки, пенсне, чернильный прибор. (26) А вот и знаменитые настольные часы белого мрамора, принадлежавшие семье. (27) Их заводят раз в год на день рождения Аксакова – 1 октября. (28) Они идут ровно сутки и вновь останавливаются на год. (29) На стене коллекция бабочек, обитавших в здешних местах, которую Сергей собрал сам. (30) Гостиная – самая просторная и светлая комната в доме. (31) Она обставлена уже по вкусу Сергея Тимофеевича и его супруги Ольги Семеновны. (32) Вот и пианино, которое помнит семейные музицирования. (33) Из подлинных вещей – восьмигранный дубовый стол конца XVIII века на мощной резной ножке. (34) А вот и «темный коридор», разделяющий дом на две анфилады – рабочую и парадную. (35) Этот коридор упоминается в «Семейной хронике»

(36) Выходим из музея в сумерках .(37) Пройдя через поляну, оказываемся в парке . (38) Идем к озеру , на берегу которого сохранилась белая беседка , где часто сидела Сережина мама , любуясь лебедями .(39) Чуть поодаль – большая липовая аллея с деревьям-долгожителями, которым по 250 лет.(40) Совсем стемнело.(41) И Аксаково кажется отрезанным от всего мира островом, затерявшимся в просторах мироздания.(42) Здесь, в имении Аксаковых, все окружено любовью – к природе ,семье , отеческим гробам. (43) И вспоминается Владимир Солоухин , который сказал : “Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг… я назвал бы душевное здоровье ”. (44) Вот и пребывание на “прекрасной родине” Аксакова наполнило нас душевным здоровьем. (45) А разве этого мало?

(По Н. Веркашанцевой)

Учитель:

- Запишите число. Тема нашего урока - «Учимся писать сочинение – рассуждение».

 

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

- Я предлагаю вам подумать над словом словосочетанием душевное здоровье, Давайте посмотрим презентацию по усадьбе Аксакова

 

Слайд

- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача.

Обратим внимание, что душевное спокойствие, душевная гармония – практически то же. Это тоже счастье.

 

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).

 

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

Слайд

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

Слайд

- Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Итак, 1 абзац - Какие слова являются ключевыми?

2 абзац

3-4 абзац -

5 абзац

- О чём этот текст?

- Что такое счастье и душевный покой для героя рассказа?

- Что общего у душевного здоровья (душевной гармонии) и счастья?

 

2.Формулировка проблемы

 

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

 

- Какие проблемы ставит перед читателями автор?

 

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?

- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: Автор заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют автора.

- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

 

3.Составление комментария проблемы.

- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка. Прокомментировать проблему – значит

- показать степень понимания текста;

- понять замысел автора;

- понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

- К какой категории относится проблема?(социальная, нравственная одновременно)

- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Н. Веркашанцева рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

- Для чего она это делает? (Чтобы сказать, что она знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

- Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.

 

4. Формулировка авторской позиции

- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

- Обратимся к тексту.

- Какова же авторская позиция?

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? Вот и пребывание на «прекрасной родине» Аксакова наполнило нас душевным здоровьем.

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.

 

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

 

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

 

Слайд

Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

Слайд

Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

 

Слайд

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

 

- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

Юрий Казаков «Тихое утро»- Счастливы ли вы?

- Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

 

5. Чтение конца рассказа Веркашанцевой.

- У Натальи Веркашанцевой – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. «Вот и пребывание на «прекрасной родине» Аксакова наполнило нас душевным спокойствием. А разве этого мало?» Каков секрет душевной гармонии автора? Подумайте, прав ли он?

 

 

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой.

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.

 

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

 

2. - С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

- Действительно. «Счастье, что оно, словно птица - упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах душевной гармонии. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях.

- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.

(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

 

IV . Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения-рассуждения.

Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы). Лепестки ромашки.

 

Домашнее задание:

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение 17.2. по данному тексту.

 

V. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения-рассуждения.

 

 

 

МБОУ «Рождественская ООШ»

 

Тесты по окружающему миру для 4 класса по программе «Гармония»

 

 

Автор: Бугаева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

 

 

 

С.Рождественка 2009 год

Тема: «Лента времени».

 

1. Соедини стрелками историческое событие и век. Запиши век римскими цифрами. 1147 год 1380 год 988 год 1242 год 1961 год 1700 год 13 15 20 17 12 10 Запишите год своего рождения. ________________ Какой это век? _______________ В каком веке мы сейчас живем? ________________ Какой год будет последним в этом веке?______________

2. Запиши пропущенные числа: I , II, . . . , IV, V, . . . , . . . , VIII, . . . , . . . , XI, . . . , XIII, . . . , . . . , XVI, . . . , XVIII, . . . , XX, . . . .

3. Соедини стрелкой римские и арабские числа:

3 5 6 8 11 19 16

XI VIII V III XVI XIX VI

Тема: «Ориентирование во времени»

1. Как называют исследователей древности?

А) археологи Б) историки В) геологи

2. От чего происходит смена дня и ночи?

А) от вращения Земли вокруг Солнца; Б) от затмения Солнца; В) от вращения Земли вокруг своей оси; Г) от вращения Луны.

3. От чего зависит смена времен года?

А) от вращения Земли вокруг своей оси; Б) от вращения Луны; В) от затмения Солнца; Г) от вращения Земли вокруг Солнца.

4. Как называют описание жизни наших предков по годам?

А) рукописи; Б) берестяные грамоты; В) летописи.

5. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

А) за сутки; Б) за год; В) за месяц; Г) за 100 лет.

6. Сколько раз в течение года повторяется один и тот же вид Луны?

А) 9 Б) 6 В) 1 Г) 12

7. Как называют систему счета суток, недель, месяцев, лет?

А) календарь; Б) летопись; В) каникулы; Г) лента времени.

8. От какого события ведется счет лет в календаре, по которому мы живем?

А) от крещения Руси; Б) от Рождества Христова; В) от сотворения мира; Г) от правления Петра I.

Тема: «Ориентирование в пространстве»

1. Что может служить природными ориентирами? А) компас; Б) муравейник; В) деревья в лесу; Г) гриб.

2. Как называется местность вокруг себя? А) горизонт; Б) линия горизонта; В) простор; Г) ориентирование.

3. Как называется прибор, с помощью которого можно более надежно и точно определять время?

А) часы; Б) термометр; В) компас.

4. Число, показывающее, во сколько раз размеры предметов уменьшены при изображении, называется:  А) компас; Б) план; В) масштаб; Г) ориентир.

5. Что называют топографическими знаками?

А) условные знаки плана местности; Б) стороны горизонта; В) вид местности сверху.

6. Что на географической карте изображают коричневым цветом?

А) низменности; Б) возвышенности; В) моря; Г) горы.

7. Что такое глобус?

А) географическая карта; Б) уменьшенная модель Земли; В) параллели; Г) меридианы.

8. Это самая длинная параллель, которая условно делит Землю на северное и южное полушария.

А) полюс; Б) экватор; В) граница.

Тема: «Земля – планета Солнечной системы»

1. Как называют прибор, помогающий наблюдать за звездами и планетами?

А) компас; Б) телескоп; В) глобус; Г) полюс.

2. Какая планета находится ближе всех к Солнцу?

А) Венера; Б) Марс; В) Меркурий; Г) Земля.

3. Эта планета называется «Утренняя звезда».

А) Венера; Б) Марс; В) Меркурий; Г) Земля.

4. На какой планете есть жизнь?

А) Юпитер; Б) Марс; В) Сатурн; Г) Земля.

5. Какой космонавт впервые в мире совершил космический полет?

А) Герман Титов; Б) Алексей Леонов; В) Юрий Гагарин.

6. Это самая ближайшая к Земле звезда?

А) Полярная; Б) Альтаир; В) Солнце; Г) Сириус.

7. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.

А) история; Б) география; В) экология; Г) астрономия.

8. . Сколько планет вращается вокруг Солнца?

А) 7; Б) 9; В) 11; Г)

13. Тема: «Россия на географической карте»

1. Отметьте реки, протекающие по территории России:

А) Волга; Б) Сена; В) Нил; Г) Лена; Д) Амур.

2. Чем знаменито озеро Байкал?

А) Это самое большое озеро мира. Б) Это самое соленое озеро мира. В) Это самое глубокое озеро мира. Г) Это самое маленькое озеро мира.

3. Назови строительные полезные ископаемые:

А) гранит; Б) золото; В) каменный уголь; Г) известняк.

4. Соотнеси полезные ископаемые и приспособления для их добычи.

Глина Нефть Каменный уголь Гранит Природный газ Железная руда

Скважина Шахта Карьер

5. Назови горючие полезные ископаемые.

А) гипс; Б) торф; В) нефть; Г) мрамор; Д) природный газ.

6. Почему нужно бережно относиться к расходованию полезных ископаемых?

А) Запасы полезных ископаемых небезграничны. Б) Полезны

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Помним!Скорбим!


Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz