Четверг, 25.04.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Рождественская ООШ" Беляевского района

Главная Мой профиль Выход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дошкольное образование

 

В детский сад - с радостью!

 

В селе Рождественка Беляевского района Оренбургской области дошкольное образование, как и повсеместно, является первым звеном в системе образования России. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты:

-    возможность посещения образовательного учреждения;

-    создание условий для образовательной деятельности;

-  содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления   образовательного процесса в   реализации содержания.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как  системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило, связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса,.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского — образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об   образовании».   Образовательный   стандарт   определяет   обязательный минимум содержания  основных  образовательных  программ,  максимальный объем  учебной   нагрузки  обучающихся,  требования   к  уровню   подготовки выпускников. Сегодня   временный   государственный образовательный    стандарт   дошкольного   образования  спроектирован    как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В  Проекте  стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим  направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе.  Среди требований к  содержанию   и   методам   воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы — содержательные и личностные,  Еще раз о государственных образовательных стандартах//Дошкольное воспитание, 2002, №5). Требования первой  группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию Областная образовательная программа для

дошкольников «Наш дом — Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ГППУ. Центр личностно-ориентированного и развивающего обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. Обновление содержания требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического отклонения негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе Жукова М.В., Фролова Е.В. Дошкольная образовательная система: проблемы и пути решения //Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. Проблема развития личности дошкольника в образовательном процессе.

Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление//Дошкольное воспитание — 2003, №3). По мнению автора, современное базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:

- развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

-    системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе);

-  интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующего их возрасту;

-  характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду);

-  характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.);

-    здоровье сберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровье сберегающей среды).

Основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностью — ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его правам, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения.. Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации проекта Госстандарта.

Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картине мира, в его основе лежат взаимосвязи научные, эстетические, социальные и математические. Интеграция делает процесс усвоения содержания образования небольшим по объему, но емким, глубоким (Л.М.Кларина). Принцип интеграции хорошо реализован в образовательной программе «Детство», Санкт- Петербург, 1995.

Таким образом, содержание дошкольного образования является системным элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.

В системе содержания уровня дошкольного образования большое значение имеют    социально-личностные  качества,  которые определяют все стороны развития ребенка.

Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация на личность каждого ребенка, повышение профессиональной компетентности, принятие позиции активного самовоспитания и самообразования, развитие педагогической активности и мышления является ресурсами развития и модернизации системы дошкольного образования.

 В селе Рождественка Беляевского района Оренбургской области детский сад рассчитан на 20 мест.  Педагогические работники регулярно проходят курсы повышения квалификации и стараются вести образовательный  процесс таким образом, чтобы дети приходили сюда с радостью.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Помним!Скорбим!


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz